Компетентностный подход
Что должен уметь педагог?
Чтобы успешно реализовать компетентностный подход, педагог должен уметь:
• успешно решать свои
собственные жизненный проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;
- ориентироваться в ситуации
на рынке труда, хотя бы в
своем
городе (районе), и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу
в современных условиях и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;
• видеть и понимать
действительные жизненные интересы своих учеников;
• проявлять уважение к
своим ученикам, к их суждениям и вопросам, даже если те кажутся на первый взгляд трудными и
провокационными, а также к их самостоятельным пробам и ошибкам;
чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
- связывать изучаемый
материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, характерными для их возраста;
- закреплять знания и умения в учебной и во
внеучебной практике;
- планировать урок с
использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего,
всех видов
самостоятельной работы (групповой я
индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов;
- ставить цели и
оценивать степень их достижения совместно с учащимися;
• в совершенстве
использовать метод «Создание ситуации успеха»;
• привлекать для обсуждения
прошлый опыт учащихся, создавать новый опыт деятельности и организовывать его
обсуждение без излишних затрат времени;
• привлекать экспертов и
специалистов (преподавателей вузов; работников фирм, банков, организаций и учреждений;
милиционеров, пожарных, военных, спасателей, врачей, психологов и др.) для
обсуждения с учащимися тех вопросов, в которых он сам недостаточно компетентен;
• демонстрировать
ученикам ролевые модели на примере реальных людей, литературных персонажей, а
так же
в ходе выполнения проектов, ролевых игр и психологических тренингов, которые позволяют
им обнаружить и опробовать новые для них способы мышления, восприятия и
поведения, увидеть, а также испытать последствия такого поведения и проверить, это
поведение
«на пригодность»;
• оценивать достижения
учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой;
• оценивать продвижение
класса в целом и отдельных учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно
важных качеств;
• видеть пробелы не
только в знаниях, но и в готовности к жизни.
Кроме того, педагог должен понимать, что:
• стабильности в мире
больше уже не будет, нужно быть постоянно готовым к любым неожиданностям;
- строить сегодняшнее и
завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;
• его главная задача — обеспечить максимум
успеха и минимум неудач в будущей жизни
своих учеников, и поэтому родители учеников — самые верные его
союзники;
- любая человеческая деятельность обладает красотой и эффективностью, и это представление можно передать ученикам;
•
часть функций
учителя можно передать учащимся, и они справятся с этими функциями, если
поймут, что это полезно и выгодно им самим;
- достаточно
проводить хотя бы каждый десятый или каждый двадцатый урок в логике
компетентностного подхода, чтобы учебная мотивация учащихся резко возросла.
Чтобы
реализуемый педагогом подход в обучении был действительно компетентностным,
педагог должен остерегаться:
• по привычке считать себя главным и
единственным источником знаний для своих учеников;
- передавать
ученикам свой опыт жизни и воспитывать их исходя из того, как был воспитан он
сам;
•
представлений о
том, что существуют раз и навсегда заданные способы «правильного» и
«неправильного» решения житейских и профессиональных проблем;
- мелочных правил и
инструкций;
• бездоказательно-нормативных
высказываний «надо», «должен», «так принято», которые не сопровождаются дальнейшими
пояснениями.
Источник: http://www.bashtanniknat.ucoz.ru/publ/13-0-0-0-1 |