Приведем примеры формулировок компетенций в
деятельностной форме:
Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения:
- формулировать собственные ценностные ориентиры по
отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности;
- владеть способами самоопределения в ситуациях
выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя
ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе
выбранных целевых и смысловых установок;
- осуществлять индивидуальную образовательную
траекторию с учетом общих требований и норм.
Учебно-познавательные компетенции:
- ставить цель и организовывать её достижение, уметь
пояснить свою цель;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию,
самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать
причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к
изучаемой проблеме;
- ставить познавательные задачи и выдвигать
гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать
необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с
инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания;
описывать результаты, формулировать выводы;
- выступать устно и письменно о результатах своего
исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и
графические редакторы, презентации);
- иметь опыт восприятия картины мира.
Социокультурные компетенции:
- владеть знаниями и опытом выполнения типичных
социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя,
покупателя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
- определять свое место и роль в окружающем мире, в
семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями,
прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации
свободного времени;
- иметь представление о системах социальных норм и
ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в
многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;
- действовать в сфере трудовых отношений в
соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских
взаимоотношений;
- владеть элементами художественно-творческих
компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника,
писателя, ремесленника и др.
Коммуникативные компетенции:
- уметь представить себя устно и письменно, написать
анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
- уметь представлять свой класс, школу, страну в
ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого
знание иностранного языка;
- владеть способами взаимодействия с окружающими и
удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать
вопрос, корректно вести учебный диалог;
- владеть разными видами речевой деятельности
(монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
- владеть способами совместной деятельности в
группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить
компромиссы;
- иметь позитивные навыки общения в поликультурном,
полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании
исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных
групп.
Информационные компетенции:
- владеть навыками работы с различными источниками
информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами,
определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;
- самостоятельно искать, извлекать,
систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных
задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
- ориентироваться в информационных потоках, уметь
выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию,
распространяемую по каналам СМИ;
- владеть навыками использования информационных
устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона,
пейджера, факса, принтера, модема, копира;
- применять для решения учебных задач информационные
и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту,
Интернет;
Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:
- иметь опыт ориентации и экологической деятельности
в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);
- знать и применять правила поведения в
экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы,
наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
- позитивно относиться к своему здоровью; владеть
способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции,
самоподдержки и самоконтроля;
- знать и применять правила личной гигиены, уметь
заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами
оказания первой медицинской помощи;
- владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
- иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых
формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;
- уметь подбирать индивидуальные средства и методы
для развития своих физических качеств.
Источник: http://www.eidos.ru/journal/2006/1028.htm |