Образовательная программа
«Взаимоотношения человека и природы»
Возраст обучающихся 14-17 лет
Срок реализации программы 2 года
Программа разработана
В 2006-2007 учебном году
Автор программы:
Баштанник Наталья Евгеньевна
педагог дополнительного образования МОУ ДОД ЦДЮТиЭ; учитель биологии высшей квалификационной категории
МОУ СОШ № 31 г. Новочеркасска
Программа «Взаимоотношения человека и природы» направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся в получении и углублении биолого-экологических знаний, посредством туристско-краеведческой деятельности, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка. Краеведческий материал представлен в данной программе в форме конкретных примеров, что активизирует мышление учащихся, помогает уяснению сути теоретических положений и связи их с жизнью, с практикой, т.е. делает их доступными для понимания и усвоения. Содержание программы дополняет и углубляет школьные курсы по биологии, истории и географии, основываясь на региональном компоненте и социальном заказе. Изучение природы родного края необходимо потому, что для школьников это «живая» история. Это знания о крае, в котором родились они и их родители, где они будут продолжать трудиться и растить собственных детей.
При создании данной программы были проанализированы образовательные программы «Туристы-проводники», «Спортивное ориентирование», «Юные туристы-краеведы», «Юные туристы-спасатели», «Юные туристы-экологи» и «Юные инструкторы туризма» (Туризм и краеведение: образовательные программы для системы дополнительного образования детей/ Под ред. Ю.С. Константинова, А.Г. Маслова – М.: Советский спорт, 2005). В программе «Юные туристы-экологи» углублен раздел «Основы экологии. Организация экологической работы», раздел практически дублирует школьный курс «Основы экологии» 10-11 класс по программе Черновой Н.М. Во всех указанных выше программах неизменно присутствует блок «Основы туристской подготовки» и «Основы гигиены и первая доврачебная помощь», но основная часть не отвечает потребностям моих воспитанников. Во всех программах можно найти раздел «Краеведение», но предлагаемые темы скупы и носят ознакомительный характер. В нашем регионе находится большое количество ВУЗов биолого-экологической направленности (ДонГАУ, НГМА, Медицинский колледж, Медицинский институт, аграрный колледж и т.д.). Учащимся для успешной сдачи ЕГЭ и дальнейшего обучения в вышеперечисленных ВУЗах необходимо иметь углубленные знания по предмету, которые можно получить во время экскурсий и практической работы на местности, для чего, в свою очередь, учащимся необходимо овладеть основами туризма. Поэтому в практической части данной программы основное внимание уделяется техническим приемам и бытовым навыкам пешеходного туризма, а также обеспечению безопасности.
Курс состоит из 3 блоков (разделов) по биологии, которые изучаются в логической последовательности и соотносятся с сезонными экскурсиями и практической работой на пришкольном участке и 2 блоками туристической направленности.
Продолжительность образовательного цикла – 2 года. Программа предполагает получение разноуровневых результатов на каждом году обучения. Учебно-тематический план составлен исходя из расчета учебной нагрузки 6 часов в неделю. Имеется разработанная и адаптированная программа на 3 и 4 года обучения.
Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:
· Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
· Добавлен раздел изучения особенностей природы Ростовской области (географическое положение, фенология, природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);
· В учебно-тематические планы каждого года обучения включена темы «Основы туристской подготовки» и «Основы гигиены и первая доврачебная помощь», которые требуются при совершении практических выходов на природу, проведении акций и экспедиций.
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Авторская часть отвечает эколого-биологической направленности и предусматривает практико-ориентированную деятельность учащихся, что способствует развитию у них аналитических способностей, самостоятельности – одного из важнейших условий подготовки школьников к продолжению образования, жизни в обществе, творческому самопроявлению личности.
Целью программы является удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в получении или углублении биолого-экологических знаний через активную поисково-исследовательскую деятельность.
Курс «Взаимоотношения человека и природы», особенно его возможности в изучении родного края (краеведческий потенциал), направлен на решение комплекса познавательных, воспитательных, спортивно-оздоровительных и коммуникативных задач.
Основными формами и методами изучения курса являются семинары, защита рефератов, лабораторные работы, дискуссии, предусматриваются индивидуальные и групповые формы работы. Но основной формой являются экскурсии и практические работы на местности. Ведь экскурсии в природу – мощное эмоциональное и эстетическое средство воздействия на школьников. Прогулки, походы и поездки в лес или парк всегда желанны и интересны, потому что встреча с природой — всегда новые открытия. Практическое ознакомление с живыми организмами развивает наблюдательность, познавательную активность и способствует формированию экологической культуры учащихся. Учащиеся имеют возможность самостоятельно выбирать объекты изучения, темы выступлений и отчетных работ.
Скачать работу можно по ссылке (.doc 424 kb)
По вопросам использования программы просьба обращаться к автору.
|