ТЕМПЕРАМЕНТ
(характеристика, самотестирование, рекомендации по выбору профессии)
Темперамент — качество биологическое, врожденное, а не приобретенное. Темперамент определяет и обеспечивает скорость, силу и уравновешенность наших реакций. Он проявляется в мышлении, речи, манере общения. Но темперамент не влияет на интересы, успешность, интеллект, деловые качества.
Темперамент редко встречается в "чистом" виде. У человека обычно имеет место смесь типов темперамента при более сильной выраженности одного из них.
Знание о темпераменте следует в первую очередь применить к самому себе, определяя сильные и слабые стороны, которые дают о себе знать в собственном поведении. "Плюсы" необходимо осознавать и пользоваться ими в жизни, а "минусы" - постоянно держать под контролем.
Например, холерику надо всё время помнить, что его активность может носить разрушительный характер; сангвинику необходимо, особенно в важных вопросах быть немного посерьёзнее; флегматику - помнить, что желательно действовать несколько быстрее и более гибко, а меланхолику - уметь отделять неудачи от катастроф, неурядицы от беды, частный промах от крушения всех жизненных планов.
Переделать темперамент нельзя, но воспитание и самовоспитание могут оказать влияние на проявление реакций разных темпераментов, усиливать или ослаблять их основные свойства. Например, воспитание может приучить холерика к сдержанности в проявлении своих чувств, которая ему несвойственна. Меланхолику можно привить большую смелость и решительность в поступках, которая по наследственным задаткам для него не характерна.
холерику легче всего работать с сангвиником, сангвинику с меланхоликом, меланхолику с флегматиком.
Не все темпераменты одинаково подходят к разным видам деятельности. Замедленные реакции флегматика могут помешать ему в освоении профессии пилота сверхзвуковых самолётов. Композитор-флегматик может писать превосходные музыкальные сочинения, но исполнять их будут другие музыканты. Свойства холерика и меланхолика могут оказаться помехой в таких видах деятельности, которые требуют длительного внимания и напряжения.
ХОЛЕРИК Рекомендации:
Занятия и увлечения. Главное - повернуть эту бешеную энергию в нужное русло. Холерикам особенно рекомендуется заниматься подвижными видами спорта - это даст выход стремлению к лидерству, тренировки научат контролировать свои движения, рассчитывать силы. Холерику необходимо много жизненного пространства, чаще бывайте на природе, предоставленный сам себе, бесстрашный холерик может запросто попасть в неприятное приключение.
Для укрепления тормозных процессов занимайтесь конструированием, рисованием, ручным трудом, рукоделием.
Общение. Особенно важно научить его налаживать отношения в коллективе. Анализируйте свое поведение, разбирайте конфликтные ситуации, обсуждайте книги и фильмы, проговаривайте варианты верного поведения.
Самоконтролю поможет и элементарный счет про себя, и дыхательная гимнастика. Покажите ему способ выхода накопившихся эмоций - пусть колотит спортивную грушу, бросает в угол подушку: все лучше, чем срывать гнев на людях.
Ребенок-холерик любит читать о героических подвигах и приключениях - восхищайтесь выдержкой, терпением и дальновидностью его любимых персонажей, покупайте книги, где герои побеждают именно за счет силы воли и умения ладить с окружающими людьми.
Известные холерики: А В. Суворов, Петр I, А. С. Пушкин.
Сангвиник
Занятия и увлечения. Сангвиникам тоже необходим подвижный образ жизни, но в спорте они не будут сильно стремиться к результату. Их интересует сам процесс, найдите ему хорошего дружелюбного тренера и не старайтесь сделать из него профессионального спортсмена вопреки его желанию.
Общение. Обсуждайте с ребенком его отношения со сверстниками и близкими людьми, побуждайте его задуматься о том, что в его поведении может обидеть или обрадовать окружающих. Попробуйте заинтересовать его занятиями в театральном кружке.
Известные сангвиники: М. Ю. Лермонтов, Винни-Пух, В. А. Моцарт.
Флегматик
Долго запоминает, но потом редко ошибается. Не стремится к лидерству, не любит принимать решения, легко отдавая это право другим. Редко обижается, но уж если поссорится, то может навсегда порвать отношения с обидчиком.
Общение. Крайне важно научить его понимать чувства и эмоции других людей. Разбирайте с ним мотивы поступков его сверстников, родных или любимых героев. Обсуждая, старайтесь, чтобы больше говорил он, а не вы, помогите ему сформировать свое мнение и защищать его, иначе он будет вести себя стереотипно, подстраиваясь под поведение окружающих и заимствуя их точку зрения.
Известные флегматики: М. И. Кутузов, И. А. Крылов.
Меланхолик
Для меланхолика важно постоянно получать поддержку близких людей.
Известные меланхолики: П. И. Чайковский, Н. В. Гоголь.
Скачать pdf и провести самодиагностику по тесту Айзенка (скачать)
Естественно, однажды перед каждым из нас стоит проблема выбора профессии и каждая специальность требует от человека определенных черт характера, наклонностей, врожденных привычек, склад ума. Где-то нужны «креативщики», а где-то аналитики. Психологи считают, что немаловажную роль в выборе будущей профессии играет темперамент.
Советы по выбору профессии можно найти по ссылке (перейти)
Материал подобран для учащихся 7-10 класса
Баштанник Н.Е., учитель биологии |