План-конспект урока
Тема урока «Особенности химического состава клетки». 10 класс.
© Автор-разработчик урока Баштанник Наталья Евгеньевна, учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 31 имени Г.А. Бердичевского
Пояснительная записка
Учащиеся освоили основные понятия данной темы и обладают навыками по мини-проектированию. Качественное усвоение материала урока готовит учащихся к следующим урокам биологии: «Основы цитологии», «Биосфера. Круговорот веществ». Вопросы о химических элементах и их роли на организмы отражены в заданиях ЕГЭ по биологии.
Урок систематизации знаний,построен в форме беседы, самостоятельной работы с учебным материалом по индивидуальным и групповым заданиям. Учебный материал отбирался сообразно принципам доступности, наглядности и последовательности.
Задания подобраны разного уровня сложности, что делает возможным дифференцировать материал, обеспечить деятельность как слабоуспевающих учащихся, так и имеющих высокий уровень учебной мотивации. При подготовке к уроку возможно создание ситуации самостоятельного выбора уровня сложности материала, то есть ситуации успеха. Работа на уроке организуется в режиме сотрудничества учителя с учениками и учеников между собой с цельюовладения умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию для подержания собственного здоровья.
Учащихся могут сами подготовить мультимедийную презентацию, можно воспользоваться презентацией подготовленной учителем. Работа с текстом - учатся выбирать необходимый материал, оформлять таблицы, что способствует формированию воли, речи, интеллекта и познавательного интереса. При закреплении - учатся анализировать. Работа в группах создает условия для развития коммуникаций учащихся.
На уроке происходит развитие памяти, как долговременной (повторение изученного), так и краткосрочной (сразу повторили в конце урока во время тестирования).
Задание по параграфу – закрепляющее; подготовить сообщение – обобщающее; подготовить презентацию – творческое.
Данная тема имеет прикладное значение, поэтому химические элементы были подобраны, учитывая связь с жизнью, здоровьем, практикой, устанавливается значение рационального питания для каждого. Материал по рациональному питанию включен на основе рекомендаций Министерства образования и науки РФпо внедрению авторской программы «Разговор о правильном питании» (допущена министерством образования Российской Федерации) Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г., темы данной программы включены в уроки биологии в 5-11 классах (см. Приложение 1)
Тип урока
Урок систематизации знаний
Цель урока (для учителя)
создать условия для продуктивной деятельности учащихся, в ходе которой они смогут оценить значение рационального питания для поддержания здоровья человека через осознание роли химических элементов в живых организмах.
.Цели урока (для учащихся)
- овладеть умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию для подержания собственного здоровья (для учащихся с высокой мотивацией к обучению);
- развить умения высказывать свою точку зрения, доносить информацию, работать в коллективе; использовать интеллектуальные и творческие способности в процессе работы с различными источниками информации (базовый уровень освоения программы);
- использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, для оценки последствий своей деятельности по отношению к природе, собственному организму, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний (базовый уровень освоения программы).
Задачи урока
- формирование готовности и умения анализировать свой рацион питания с точки зрения его соответствия принципам правильного питания;
- расширение осведомленности учащихся о различных пищевых веществах (белках, жирах, углеводах), их роли и значении для организма, а также роли витаминов и минеральных веществ;
- развитие представления подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье, о продуктах — основных источниках витаминов и минеральных веществ, о важности разнообразия в рационе питания человека;
- развитие творческих способностей подростков, их интереса к познавательной деятельности, коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.
Основные понятия
пищевые вещества, витамины, химический элемент, минеральные вещества, органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, рациональное питание.
Формы реализации темы
работа в группах, самостоятельная работа учащихся, мини-проекты, мини-лекция.
Оборудование
- демонстрационная презентация, ресурсы ФЦОР
- компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки
- персональные компьютеры (ноутбуки) для каждой группы
- бейджи для распределения на группы (не обязательно)
- маркеры, карандаши, ручки, бумага формат А3 или А4
- фотоаппарат
Предварительная работа
- подбор по данной теме научно-методической литературы;
- распределениеиндивидуальных заданий («химических элементов») для выполнения мини-проектапо группам учащихся;
- подготовка индивидуального задания (мини-проекта, мультимедийной презентации) учащимися.
Примечание
Распределение химических элементов для изучения материала и выполнения мини-проекта можно провести различными способами, всё зависит от степени подготовленности учащихся, количества учащихся в классе и количества отобранных для изучения элементов. Если на изучение биологии в 10 классе выделено 2 часа в неделю, то можно распределить материал на два урока. Пример распределения по группам из опыта работы: для изучения взято 8 макроэлементов и 6 микроэлементов, на предыдущем уроке учащиеся тянут «жребий»- карточку с указанием микроэлемента. В классе, например, 28 учащихся, на 24 карточках (3*8) написаны макроэлементы (K, Na, Ca, Cl, Mg, Fe, P, S) + 4 карточки (свободный выбор из: J, Cu, Zn, Se),таким образом, получаем 8 групп по 3 человека и одну группу 4 человека.
Распределение по времени
- оргмомент и актуализация опорных (прежних) знаний (постановка проблемы, комментарий к целям и задачам курса), распределение на группы – 5 минут;
- изучение нового материала на основе групповой работы, сообщений учащихся по выполненным дома мини-проектам – 25 минут
– закрепление изученного материала (тестирование, рефлексия) – 8 минут
- подведение итогов урока; информация о домашнем задании – 2 минуты
Технологии, применяемые на уроке
Личностно-ориентированные, здоровьесберегающиетехнологии, создающие положительный психологический климат, технологии проектной деятельности (мини-проекты), информационные, объяснительно-иллюстративные, коммуникативно-диалоговые (направленный диалог), тестирование (тестовая проверка первичных знаний).
Межпредметные связи
химия, биология, валеология, экология, технология
Конспект (сценарий) урока (СКАЧАТЬ с сайта)
Примечание.
При использовании материала просьба присылать отзывы :)
Спасибо, что используете мои материалы соблюдая авторские права. |