Меню сайта

Категории раздела
Рабочие программы - биология - ФГОС [2]
Рабочие программы и тематическое планирование - биология [14]
Рабочие программы - экология [1]
Рабочие программы - ППК [1]
Рабочие программы - ПРОЕКТНАЯ деятельность [7]
Рабочие программы - допобразование [2]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 795

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


Сайт учителя биологии Баштанник Н.Е.


Среда, 18.10.2017, 21:32
Главная » Статьи » Рабочие программы и тематическое планирование » Рабочие программы - допобразование [ Добавить статью ]

Образовательная программа «Взаимоотношения человека и природы»

Образовательная программа

 «Взаимоотношения человека и природы»

Возраст обучающихся 14-17 лет

Срок реализации программы 2 года

Программа разработана 

В 2006-2007 учебном году

Автор программы:

Баштанник Наталья Евгеньевна

      педагог дополнительного образования   МОУ ДОД  ЦДЮТиЭ;                   учитель биологии высшей квалификационной категории  

      МОУ СОШ № 31 г. Новочеркасска

Программа «Взаимоотношения человека и природы» направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся в получении и углублении биолого-экологических знаний, посредством туристско-краеведческой деятельности,  которая способствует всестороннему развитию личности ребенка. Краеведческий материал представлен в данной программе в форме конкретных примеров, что активизирует мышление учащихся, помогает уяснению сути теоретических положений и связи их с жизнью, с практи­кой, т.е. делает их доступными для понимания и усвоения. Содержание программы дополняет и углубляет школьные курсы по биологии, истории и географии, основываясь на региональном компоненте и социальном заказе. Изучение природы родного края необходимо потому, что для школьников это «живая»  история. Это знания о крае, в ко­тором родились они и их родители, где они будут продол­жать трудиться и растить собственных детей.

     При создании данной программы были проанализированы образовательные программы «Туристы-проводники», «Спортивное ориентирование», «Юные туристы-краеведы», «Юные туристы-спасатели»,  «Юные туристы-экологи» и «Юные инструкторы туризма» (Туризм и краеведение: образовательные программы для системы дополнительного образования детей/ Под ред. Ю.С. Константинова, А.Г. Маслова – М.: Советский спорт, 2005). В программе «Юные туристы-экологи» углублен раздел «Основы экологии. Организация экологической работы», раздел практически дублирует школьный курс «Основы экологии» 10-11 класс по программе Черновой Н.М. Во всех указанных выше программах неизменно присутствует блок «Основы туристской подготовки» и «Основы гигиены и первая доврачебная помощь», но основная часть не отвечает потребностям моих воспитанников. Во всех программах можно найти раздел «Краеведение», но предлагаемые темы скупы и носят ознакомительный характер. В нашем регионе находится большое количество ВУЗов биолого-экологической направленности (ДонГАУ, НГМА, Медицинский колледж, Медицинский институт, аграрный колледж и т.д.). Учащимся для успешной сдачи ЕГЭ и дальнейшего обучения в вышеперечисленных ВУЗах необходимо иметь углубленные знания по предмету, которые можно получить во время экскурсий и практической работы на местности, для чего, в свою очередь, учащимся необходимо овладеть основами туризма. Поэтому в практической части данной программы основное внимание уделяется техническим приемам и бытовым навыкам пешеходного туризма, а также обеспечению безопасности.

Курс состоит из 3 блоков (разделов) по биологии, которые изучаются в логической последовательности и соотносятся с сезонными экскурсиями и практической работой на пришкольном участке и 2 блоками туристической направленности.

Продолжительность образовательного цикла – 2 года. Программа предполагает получение разноуровневых результатов на каждом году обучения. Учебно-тематический план  составлен исходя из расчета учебной нагрузки 6 часов в неделю. Имеется разработанная и адаптированная программа на 3 и 4 года обучения.

Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие: 

·       Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;

·       Добавлен раздел изучения особенностей природы Ростовской области (географическое положение, фенология, природные комплексы, растительный и  животный мир, природоохранная деятельность);

·       В учебно-тематические планы каждого года обучения включена темы «Основы туристской подготовки» и «Основы гигиены и первая доврачебная помощь», которые требуются при совершении практических выходов  на природу, проведении акций и  экспедиций.

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Авторская часть отвечает эколого-биологической направленности и предусматривает практико-ориентированную деятельность учащихся,  что способствует развитию у них аналитических способностей, самостоятельности – одного из важнейших условий подготовки школьников к продолжению образования, жизни в обществе, творческому самопроявлению личности. 

Целью программы является удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в получении или углублении биолого-экологических знаний через активную поисково-исследовательскую деятельность.

Курс «Взаимоотношения человека и природы», особенно его возможности в изучении родного края (краеведческий потенциал), направлен на реше­ние комплекса познавательных, воспитательных, спортивно-оздоровительных и коммуникативных задач.

Основными формами и методами изучения курса являются семинары,  защита рефератов, лабораторные работы, дискуссии,  предусматриваются индивидуальные и групповые формы работы. Но основной формой являются  экскурсии и практические работы на местности. Ведь экскурсии в природу – мощное эмоциональное и эстетическое средство воздействия на школьников. Прогулки, походы и поездки в лес или парк всегда желанны и интересны, потому что встре­ча с природой — всегда новые открытия. Практическое ознакомление с живыми организмами развивает наблюдательность, познавательную активность и способствует формированию экологической  культуры учащихся. Учащиеся имеют возможность самостоятельно выбирать объекты изучения, темы выступлений и отчетных работ.

Скачать работу можно по ссылке (.doc 424 kb)

По вопросам использования программы просьба обращаться к автору

 

Категория: Рабочие программы - допобразование | Добавил: NatashkaBa (12.10.2010) | Автор: Баштанник Наталья Евгеньевна E W
Просмотров: 1093 | Теги: программа ДДО, экология - программа, Взаимоотношения человека и природы, образовательная программа, программа кружка | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2017